-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ostreuss

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.11.2005
«аписей: 5715
 омментариев: 58546
Ќаписано: 90595


ё–»… »Ћ№»„ –≈ѕ»Ќ

„етверг, 20 —ент€бр€ 2018 г. 21:29 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕарашутов

„то мен€ особо шокировало в биографии потомков »ль€ ≈фимовича –епина - судьба внука ƒи€. ѕрочтите, что бы не допустить такую летальную ошибку, какую сделал ƒий. „то же касаетс€ его отца, ёри€, то художник действительно сильный, и р€дом с ним некого поставить из советских современников (ну, разве Ѕродского).- Ostreuss

»м€ художника ёри€ »льича –епина – сына великого »льи ≈фимовича, многим неизвестно, хот€ уже в этом веке опубликовано несколько серьезных исследований зарубежных историков и энтузиастов, которые и легли в основу моего рассказа.  онечно, кое-что было известно и ранее, благодар€ репинским исследовател€м и биографам. ¬ одной из статей о –епине-младшем € встретил вот такую мысль: «ќдни специалисты считают сына великого –епина бездарностью и идиотом, паразитировавшим на известности отца, другие — талантливым живописцем, но прожившим в тени величи€ –епина-старшего. Ќо истина, как всегда, находитс€ где-то посередине…». ¬ этом материале € постаралс€ собрать по крупицам все факты и событи€ биографии ёри€ –епина и его семьи, чтобы попытатьс€ вы€снить – кто же из историков прав?
“алантливый отпрыск в тени отца или сумасшедший человек и бездарность. ќтмечу лишь, что отклонени€ в психике – это семейное брем€ –епиных, как утверждают специалисты…

ёрий (√еоргий) »льич –епин

29 марта (10 апрел€) 1877, „угуев, ’арьковска€ губерни€ — 9 августа 1954, ’ельсинки



–епин ёрий »льич (1877-1954) јвтопортрет с трубкой. 1898 г.

–усский живописец, член “оварищества передвижных художественных выставок (“ѕ’¬), сын »льи ≈фимовича –епина.




ƒетство

ёрий был третьим ребЄнком и единственным сыном в семье »льи –епина и его первой жены ¬еры јлексеевны Ўевцовой (1854-1918).



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) јвтопортрет. 1878 г. –усский музей, —.-ѕетербург
–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) ѕортрет ¬.ј.–епиной, жены художника. 1876 г. –усский музей, —ѕб

–одилс€ он в „угуеве ’арьковской губернии на ”краине в родительском доме художника после его возвращени€ из длительной поездки за границу. ѕри крещении ребЄнку дали греческое им€ — √еоргий.  рестили малыша в ѕокровском соборе „угуева, крЄстными стали мировой судь€ јлександр ћихайлович Ћюбицкий и жена отставного майора ≈вдоки€ —тепановна „адина. Ћюбицкие были друзь€ми семьи –епиных, и »ль€ ≈фимович даже написал портрет супруги мирового судьи — —офьи Ћюбицкой. —ейчас этот портрет хранитс€ в ’арьковском художественном музее.



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) ѕортрет ё.».–епина, сына художника, в детстве. 1882 г.

ѕосле развода родителей в 1887 году ёрий и его младша€ сестра “ать€на (1880-1957) остались жить с матерью, а старшие дочери ». ≈. –епина – ¬ера (1872-1948) и Ќадежда (1874-1931) переехали к отцу.
ёрий в детстве т€жело болел, что отразилось на состо€нии его здоровь€, учЄба давалась ему с трудом. ќсенью 1893 года »ль€ ≈фимович забрал шестнадцатилетнего сына из реального училища в ѕетербурге и увез за границу. ёрий совершил с отцом путешествие по √ермании, »талии и ‘ранции, там он увлекс€ искусством и зан€лс€ живописью.



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) ѕортрет ёри€ –епина на фоне Ќеаполитанского залива. 1894 г.

”чеба

ѕервоначальное художественное образование ёрий получил у отца. —начала в усадьбе «дравнево в ¬итебской губернии, затем в 1894–1899 годах в –исовальной школе кн€гини ћ.  . “енишевой, где »ль€ ≈фимович преподавал живопись и рисунок.





–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) ѕортрет сына. 1895 г. Ќациональна€ галере€, ѕрага



–епин ёрий »льич (1877-1954) Ќа даче у –епиных. 1900 г.

¬ 1899 году он поступил вольнослушателем ¬ысшего художественного училища живописи, скульптуры и архитектуры при »мператорской јкадемии художеств. «анималс€ сначала в мастерской отца, затем — у ѕ. ќ.  овалевского, а с 1903 года — в мастерской академика ƒ. Ќ.  ардовского.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ћужска€ модель.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ёный фехтовальщик. 1904 г.

ѕараллельно учебе в јкадемии, в 1903 году ёрий –епин окончил ¬ысшие художественно-педагогические курсы при »ј’ (1898–1903), где обучалс€ в классе батальной живописи ‘. ј. –убо. ¬о врем€ учебы ёрий принимал участие в ¬есенних выставках в залах јкадемии и в выставках —оюза русских художников.



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) ѕортрет ёри€ –епина. 1901 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ¬осход. 1900-е гг. ћузей-усадьба ». ≈. –епина «ѕенаты»

— 1903 года –епин работал помощником в петербургской мастерской отца, в своем творчестве наход€сь под сильным его вли€нием. ќтец очень радовалс€ успехам сына, считал, что в портретах тот умеет выразить характер и называл манеру письма ёри€ «сочной живописной лепкой».



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет графа —. ё. ¬итте с собакой.

∆енитьба

¬ 1905 году ёрий женилс€ на ѕрасковье јндреевне јндреевой (1883-1929) – плем€ннице или приемной дочери прислуги –епиных. ќн бросил учЄбу, так и не получив звани€ классного художника.



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) –епин ёрий »льич (сын художника). 1905 г.

»ль€ –епин был очень недоволен выбором сына, счита€, что он женилс€ на «неровне». ќн считал, что ёрий женилс€ на «наглой, разбитной девке. ќна ловко заарканила мальчишку: облапошила и повела под венец. ѕолбеды, что она ему не ровн€, обидно, что мальчик стал чужим и требует только деньги...».



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет ѕаши. 1910-е гг. „ел€бинский музей изобразительных искусств

¬ 1906 году в семье родилс€ сын √ай (√еоргий), в марте 1907 второй сын — ƒий (ƒмитрий). ћемуаристка ¬ера јндреева писала: «Ёто были тихие, скромные юноши и, кроме звучных имен, ничем не напоминали древних патрициев времен расцвета –имской империи».
— 1907 года ёрий жил р€дом с отцом в посЄлке  уоккала.



»ль€ –епин с семьей сына ёри€. Ќа руках у ѕрасковьи –епиной старший сын √ай. 1906 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) јвтопортрет с сыном ƒием. 1917 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ћо€ жена. (ѕортрет ѕрасковьи јндреевны –епиной, урождЄнной јндреевой (1883-1929) с сыном √аем (√еоргием ёрьевичем –епиным) 1909 г. “реть€ковска€ галере€. ћосква



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет жены и сыновей художника. 1909 г.

»звестно, что втора€ жена »льи ≈фимовича – писательница Ќаталь€ Ѕорисовна Ќордман (писательский псевдоним —еверова, 1863-1914) очень хорошо относилась к ѕрасковье и старалась сгладить трени€, возникавшие между сыном и отцом. Ќатали€ Ѕорисовна выделила ёрию и его семье участок, на котором был построен дом с мастерской, названный им из-за архитектурного сходства «¬игвамом».



–епин »ль€ ≈фимович (1844-1930) јвтопортрет с Ќатальей Ѕорисовной Ќордман. 1903 г. ћузей јтенеум, ’ельсинки



ƒом ёри€ »льича –епина "¬игвам".



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет архитектора јлександра Ѕогдановича ƒзескальна. 1915 г.

ѕо воспоминани€м ¬. ‘. Ћеви: «— сыном отношени€ у –епина были нат€нуты из-за его чудачеств и женитьбы на неровне, как считал –епин. ѕоэтому бывали долгие периоды ссор, и отец с сыном не встречались. —сорилс€ и отходил от отца, впрочем, всегда сам ёрий».



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет отца. 1912 г.

 орней „уковский писал о взаимоотношени€х отца и сына так: «¬ те краткие периоды, когда у –епина бывало перемирие с сыном, жившим по соседству с ѕенатами (а их размолвки длились порой годами, и вообще отношени€ у них были т€желые), »ль€ ≈фимович вт€гивал в работу и сына и очень радовалс€, когда тот соглашалс€ прийти к нему в мастерскую со своей палитрой. –епин встречал его очень радушно, даже как будто заискивающе, и после первого же сеанса гор€чо одобр€л его живопись, но ёрий »льич выслушивал его в угрюмом молчании, не гл€д€ ему в лицо, и норовил воспользоватьс€ любой возможностью, чтобы ускользнуть из ѕенатов и скрытьс€ от отцовского глаза».



ёрий –епин с семьей на веранде своего дома. 1912 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) Ћето в  уоккала 1909 г.

ёрий действительно слыл человеком странным, он часто поражал знакомых и друзей экстравагантными выходками.  ак считают историки, возможно, он страдал душевной болезнью, котора€ позже была обнаружена у его старшей сестры Ќади.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет сестры Ќади. «дравнево. 1898 г.

«накомые ёри€ описывали его как «красавца с точеными чертами лица», однако отмечали его странности — скрытность, необщительность, увлечение мистикой. — юности ёрий мучилс€ видени€ми, мрачными предчувстви€ми, посто€нно слышал некие «голоса». —овременники писали, что одной из странностей художника было то, что он запрещал стричь сыновей. ѕоэтому на этой фотографии мальчики с практически девчоночьими косичками.



ё.».–епин с женой ѕрасковьей и сыновь€ми ƒием и √аем у своего дома.

¬ 1914 году ёрий –епин открыл в  уоккале частную рисовальную школу дл€ детей.

“ворчество

–епин-младший писал в манере импрессионизма. »м созданы исторические картины, портреты и пейзажи, работы на евангельские темы.



—варог ( орочкин) ¬асилий —еменович (1883-1946) ѕортрет ё.».–епина 1915 г. ћузей-усадьба ». ≈. –епина «ѕенаты»

¬ 1906 году ёрий написал картину «¬ парусной лодке» (1906), на которой была изображена компани€ на борту лодки под парусами. ‘игура, играюща€ на гитаре, скорей всего, отец - »ль€ –епин. ¬ профиль на корме сидит жена ёри€ – ѕрасковь€. «а ней изображен друг и сосед художника, который помогал –епину-младшему строить дом «¬игвам» - архитектор јлександр Ѕогданович ƒзескальн. —пиной к зрителю в красной кофточке, как предполагают специалисты, изображена сестра Ќадежда.  артина была представлена на ћеждународной художественной выставке в 1913 году в ћюнхене.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ¬ парусной лодке. 1914 г.

¬ 1910 году за картину «¬еликий вождь (ѕетр I перед ѕолтавской баталией)» –епин получил первую премию »мператорского ќбщества поощрени€ художников, юбилейную премию имени принцессы ≈вгении ќльденбургской и II золотую медаль ћюнхенского —ецессиона. —егодн€ эта картина хранитс€ в √осударственном историко-культурном заповеднике «ѕоле ѕолтавской битвы» в ѕолтаве, в ”краине.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ¬еликий вождь (ѕЄтр I перед ѕолтавской баталией). 1910 г. »сторико-культурный заповедник «ѕоле ѕолтавской битвы».

¬ 1911-1912 годах ёрий –епин участвовал в работе ¬сероссийского съезда художников. ќн экспонировал свои произведени€ на выставках “оварищества независимых художников (1911, 1913) и “оварищества передвижных художественных выставок (1914-1918).
¬ 1914 году за картину «“юренчен. ¬ славной смерти вечна€ жизнь», заказанную в 1912 году шефом 11-го ¬осточно-—ибирского стрелкового полка, императрицей ћарией ‘Єдоровной, матерью императора Ќикола€ II, художник получил вторую премию ќбщества поощрени€ художеств, а в 1915 году — премию по исторической живописи на конкурсе имени ј. ».  уинджи.
—ейчас эта картина находитс€ в ѕриморской государственной картинной галерее.



–епин ёрий »льич (1877-1954) “юренчен. ¬ славной смерти вечна€ жизнь (11-й ¬осточно-—ибирский стрелковый полк в “юренченском бою). 1914 г. ѕриморска€ картинна€ галере€

ѕосле революции

¬ апреле 1918 года «военизированные силы самообороны ‘инл€ндии» - национал-шовинистическа€ финска€ организаци€ Ўюцкор, которую именовали «белой финской гвардией», созданной ћаннергеймом, вышли к бывшей таможенной границе ¬еликого кн€жества ‘инл€ндского и закрыли границу между ‘инл€ндией и –оссией.
“аким образом, –епин-младший с семьей оказалс€ отрезанным от –оссии финл€ндской границей, фактически он оказалс€ в эмиграции.
ёрий вместе со своей семьЄй испытывал сильную нужду, практически наход€сь на иждивении отца, как и сестра ¬ера. ѕри этом ёрий посто€нно упрекал отца в лишних тратах денег, и в том, что отец мало заботитс€ о его семье. ј »ль€ ≈фимович до самой смерти продавал за бесценок свои полотна.
Ќо творческа€ жизнь при этом продолжалась. ¬ конце 1918 года он провел персональную выставку в музее јтенеум в ’ельсинки. ¬ 1918–1919 годах вместе с отцом ёрий провел выставки в “ериоках (ныне «еленогорск) и ¬ыборге. ƒо 1921 года художник по€вл€лс€ на советских выставках, участвовал в петроградских и московских выставках, выставл€лс€ на ѕервой государственной свободной выставке произведений искусств в ѕетрограде (1919) и 3-й выставке картин в –€зани (1919).
¬ 1922–1932 годах его картины экспонировались р€дом с работами отца на выставках, устраиваемых художником ¬. ‘. Ћеви в ‘инл€ндии, Ўвеции, ƒании, „ехословакии, √ермании и ‘ранции.



„ирков »ван ѕетрович (1877-1920) ѕортрет ё.».–епина.



–епин ёрий »льич (1877-1954) —трел€й! 1921 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет художника Ё.  . Ћипгарта. 1921 г. Ёрмитаж, —ѕб



–епин ёрий »льич (1877-1954)  увшинки.

¬ начале 1920-х годов в творчестве ёри€ –епина преобладала религиозна€ тема: «явление иконы», «явление Ѕогородицы в лесу», «явление креста в лесу» и др.
¬ но€бре 1925 года ё. ». –епин получил у финских властей «паспорт Ћиги Ќаций», дававший возможность выезда за границу.
ѕосетивша€ летом 1926 года »лью ≈фимовича делегаци€ советских де€телей культуры, в которую входили художники-основатели ј’––: »саак Ѕродский, ≈вгений  ацман, ѕавел –адимов и јлександр √ригорьев, приглашала »лью ≈фимовича вернутьс€ в ———–.
’удожник ответил отказом. ќсновной причиной было то, что художник узнал о бедственном положении своей дочери “ать€ны, жившей с мужем и 4 детьми в ¬итебске. ќдновременно с восторженными письмами от ¬орошилова и приездами делегаций с предложени€ми вернутьс€ на –одину, нова€ власть терроризировала семью его младшей дочери только за то, что они жили в большом родительском доме, половину которого бесплатно предоставл€ли школе, в которой бесплатно преподавали, но при этом не имели денег оплатить высокие налоги за «индивидуальное владение». ¬еро€тно, узнав о судьбе родных, »ль€ ≈фимович в последний момент отказалс€ от возвращени€ в ———–.
¬тора€ делегаци€ пригласила ё. ». –епина приехать в ———–. ќсенью 1926 года он совершил поездку в Ћенинград, о чем написали все газеты. ’удожник даже получил заказ на написание картины « онец самодержави€», но картина так и не была написана.



ёрий –епин у своего дома "¬игвам" в "ѕенатах".
‘ото сделано финским писателем »лмари  ианто (Ilmari Kianto, 1874-1970) до 1929 г.

“рагедии в семье

–убеж 1920-1930-х годов стал большим испытанием дл€ ёри€.



». ≈ –епин и ё. ». –епин. ‘отографии 1928 года.

¬ 1929 году умерла от туберкулЄза жена художника ѕрасковь€. ќна была похоронена в Ћинтульском женском монастыре во им€ —в€той ∆ивоначальной “роицы в Ћинтуле.
29 сент€бр€ 1930 года скончалс€ 86-летний »ль€ ≈фимович, он был похоронен в парке усадьбы ѕенаты. ƒл€ помощи по уходу за слабеющим отцом были вызваны все его дети, которые по очереди дежурили возле »льи ≈фимовича до самого конца.
»сторики пишут, что в день похорон отца ёрий вЄл себ€ странно. — утра он ушел в лес с ружьем и вернулс€ к обеду, нес€ в руке убитого зайца. ѕройд€ на веранду, где на столе лежал покойный отец, он прибил этого зайца в расп€том виде к столу в ногах покойного. «атем, вбив еще один гвоздь, подвесил корзинку с €блоками.  огда его спросили, что это значит, ёрий »льич ответил: «я принес в дар папе все, что мог самого дорогого». ёрию было уже 53 года.
ј через полгода после отца умерла сестра ёри€ Ќадежда, она с 1910 года страдала душевным заболеванием, переросшим к концу жизни в острую форму шизофрении, и даже лечение у ¬. ћ. Ѕехтерева не помогло.
»спытав сильное потр€сение после смерти жены, отца и сестры, художник стал вести замкнутый и религиозный образ жизни, у него по€вилась склонность к мистицизму, основной темой его произведений становитс€ тема страстей √олгофы.
ёрий очень нежно относилс€ к своей жене, и после ее смерти в 1929 году так и не нашел себе вторую половинку.
ѕосле смерти –епина его дети продолжали жить продажей вещей и картин отца. Ќо все равно испытывали нужду.
¬ –оссийском государственном архиве литературы и искусства сохранилась переписка ёри€ –епина с директором ћосковского √осударственного литературного музе€ ¬ладимиром Ѕонч-Ѕруевичем. ƒиректор музе€ обратилс€ к ёрию »льичу в 1934 году с просьбой прислать музею возможно сохранившуюс€ в ѕенатах переписку его отца с литераторами. –епин-младший ответил, что отцовских рукописей и писем не имеет, и предложил музею купить несколько репинских картин и вещей, составив внушительный список.
Ѕонч-Ѕруевич не стал обсуждать покупку предложенных вещей и картин и настойчиво выспрашивал о переписке –епина. Ќа что ёрий написал Ѕонч-Ѕруевичу в апреле 1935 года: «ѕочему же ¬ы, несмотр€ на то, что € столько потер€л дл€ ¬ас времени с перепиской, не отвечаете мне, что бы ¬ы желали приобрести дл€ музе€ из работ профессора ».≈. –епина, наход€щихс€ у мен€, и кака€ ¬аша цена?»
¬ начале 1930-х годов –епин участвовал в выставках русских художников в Ѕерлине (1930), јмстердаме (1930) и ѕариже (1931). ¬ 1933 году он стал членом вновь образованного ќбщества русских художников в ‘инл€ндии и принимал активное участие в его де€тельности.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ‘инл€ндский пейзаж. 1924 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ќхота. 1927 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ∆енский портрет. 1933 г.

—ыновь€

ќ судьбе старшего сына ёри€ –епина известно немного.
√ай после учебы в “ериокском реальном училище в 1923 году отбыл учитьс€ в ѕражскую инженерно-строительную школу, в дальнейшем он прожил 22 года в „ехии, а после ¬торой мировой войны переехал в √ерманию.
ќ младшем сыне известно больше, благодар€ исследовани€м российских и шведских историков.
18-летний ƒий после учебы в “ериокском реальном училище решил стать мор€ком. ќн, получив Ќансеновский паспорт, 23 €нвар€ 1925 года завербовалс€ юнгой в Ўвеции. ѕервый рейс ƒи€ был по —еверному Ћедовитому океану на дерев€нной парусной барке «Wanja» (оказываетс€, это попул€рное в —кандинавии женское им€). Ќа этой барке сын ёри€ ходил более полутора лет.
«а это врем€ долгов€зый домашний мальчик из интеллигентной семьи превратилс€ в сильного, и бесстрашного мужчину, который мог подн€тьс€ на мачты без страховки, закрепить скользкий такелаж и работать с парусами.



ƒий –епин, фото из удостоверени€ личности. јрхив —лужбы безопасности. Ќациональный архив ‘инл€ндии. 1925 г.

ѕосле 20 мес€цев работы на барке «Wanja» ƒий почти два года провЄл на плавучей базе морской Ќавигационной школы √устава Ёриксона – парусном корабле « иллоран» (Killoran). ќбучение оказалось не дешевым, за учЄбу ƒи€ –епины в несколько приемов внесли 15000 финских марок. « иллоран» специализировалс€ на перевозке сахара, древесины, угл€, удобрений и пшеницы в јвстралию, поэтому и здесь ƒи€ ждал т€жЄлый повседневный труд мор€ка.  роме капитана-шведа команда состо€ла из 26 шведско-норвежско-финско-русских членов экипажа.



–епин ёрий »льич (1877-1954) Ўхуны.

—трем€сь попасть на « иллоран», ƒий с другом-финном не знали, насколько опасна предсто€ща€ учеба, как много человеческих потерь на корабле уже было. ƒаже бывалые мор€ки бо€лись наниматьс€ на этот корабль, поскольку его конструкци€ была такова, что при шторме и шквальном ветре, морска€ волна заливала палубу, разбива€ и унос€ за борт штурвал, мачты и мор€ков. ƒий не раз был свидетелем таких трагедий, но не жаловалс€ в письмах семье о трудност€х. ”же первый рейс корабл€ из Ўвеции в порт јделаида на юге јвстралии с грузом древесины был таким изматывающим, что шестеро членов команды, как только вошли в порт 29 €нвар€ 1928 года, сбежали с корабл€. ј ƒий продолжал работать, и считал потом эти годы лучшими годами своей жизни.
ƒий проработал на « иллоране» 22 мес€ца и 6 дней. ”знав о смерти матери, он решил вернутьс€ в  уоккалу, чтобы поддержать в горе отца. ёрий »льич –епин т€жело переживал смерть жены, он даже сделал два надгробных пам€тника – дл€ могилы жены и дл€ себ€.
16 окт€бр€ 1929 года ƒий был списан с корабл€ в порту јнтверпен, получив расчет 53 франка и 5 центов, и приехал в  уоккалу. ¬ документах ƒи€ были проставлены визы, позвол€вшие ему плавать до 1933 года, но ему пришлось надолго задержатьс€ в родительском доме, поскольку вслед за матерью умер дед и тЄт€.
ƒий получил на курсах вождени€ в ¬ыборге новую профессию – водител€ грузовых машин, он отправилс€ в Ѕразилию работать по контракту на строительстве железной дороги между городами —антос и —ан ѕаулу. ¬ернувшись оттуда, ƒий пыталс€ найти работу в  уоккале, но безуспешно.
“огда он вернулс€ к своей мечте стать художником и с одобрени€ отца решил поступать в Ћенинградский институт пролетарского изобразительного искусства (»ѕ»»), так в то врем€ называлась јкадеми€ художеств.
ƒл€ учебы нужна была виза на въезд в ———–, в 1932 году ƒий подал прошение в советское консульство в ¬ыборге на получение визы, но ему отказали. ќтказ ƒий –епин восприн€л, как недоразумение.



ƒий –епин. 1932 г.

ќтец пыталс€ помочь сыну, в €нваре 1934 года он написал видному общественному де€телю русской эмиграции, генеральному секретарю —оюза русских писателей и журналистов ‘ранции, организатору « омитета по увековечиванию пам€ти ».≈.–епина» ¬ладимиру ‘еофиловичу «еелеру (1874-1954), жившему в ѕариже, с просьбой помочь ƒию поступить в Ќациональную јкадемию из€щных искусств в ѕариже. ¬ письме –епин-младший писал: «я имею двоих сыновей - пр€мых внуков моего родител€, одному 28 лет и второму 27 лет. ќба рисуют и пишут, и имеют большие способности по заключению моего родител€ и моему... “о нельз€ ли их устроить в јкадемию ѕарижа на счет других? ’отелось бы дать им возможность получить художественное образование...». Ќо «еелер не смог помочь.
“огда, мечта€ о художественном образовании, ƒий решил пойти на риск и, чтобы попасть в Ћенинград, нелегально пересечь границу. ќн рассчитывал, попав в город, обратитьс€ к друзь€м деда, прежде всего к его ученику ».».Ѕродскому, к которому отец, учившийс€ вместе с Ѕродским, написал письмо. Ѕродский уже давно сам преподавал, мало того, был руководителем »ѕ»» и мог помочь с поступлением.
Ѕиографы Ѕродского пишут, что художник не получил этого письма. «а ним самим уже давно было установлено наблюдение, почта перлюстрировалась и, видимо, Ќ ¬ƒ перехватило письмо –епина. Ѕродский уже был болен лейкемией, ему оставалось жить 4 года, ни о письме –епина, ни о переходе границы ƒием он никогда так и не узнал.
√раница проходила в 6 километрах от дома –епиных, по руслу пограничной реки —естра, котора€ была шириной 7 метров. 28 феврал€ 1935 года ƒий –епин нелегально перешЄл границу ———–, но до дома Ѕродского он не дошел, потому что был сразу задержан, арестован и доставлен в —естрорецкий погранотр€д г. Ѕелоострова. ¬ протоколе задержани€, составленном на јлександровской заставе, зафиксировано чистосердечное признание. ƒий рассказал, что он внук художника »льи –епина, подданство ‘инл€ндии не принимал, в течение нескольких лет пыталс€ выехать в ———–, чтобы там честно работать и учитьс€. ѕерейд€ границу нелегально, он намеревалс€ сразу же €витьс€ к власт€м. ¬ зарубежных контрреволюционных организаци€х никогда не состо€л и враждебных целей против советского государства не преследовал, никаких заданий ни от кого не получал. √раницу он перешел с целью возвратитьс€ на –одину...
«атем делом перебежчика зан€лось Ћенинградское √ѕ”–Ќ ¬ƒ. ѕравдивый рассказ ƒи€ о том, что «он хочет жить, учитьс€ и работать в Ћенинграде», не устроил следователей ќсобого отдела Ќ ¬ƒ. ќни с целью выполнени€ плана по поимке шпионов и террористов сделали 28-летнего ƒи€ «членом подпольных антисоветских террористических организаций «Ѕратство –усской ѕравды» (Ѕ–ѕ) и «–усского общевоинского союза» (–ќ¬—), отправленным в ———– с заданием проводить теракты против высших руководителей ———–».
–епин находилс€ в Ћенинградском ƒоме предварительного заключени€ Ќ ¬ƒ на улице ¬оинова 25 (бывша€ Ўпалерна€) полгода. ќн, не смотр€ на пытки и побои, виновным себ€ так и не признал. » был приговорен военным трибуналом Ћенинградского военного округа 10 июн€ 1935 года по ст. 58-8 и 84 ”  –—‘—– к расстрелу. ≈го апелл€цию отклонили, и приговор привели в исполнение 6 августа 1935 года.
¬ эти дни Ћенинград праздновал 91-ю годовщину со дн€ рождени€ »льи ≈фимовича –епина. —пуст€ два года, јкадемии художеств присво€т им€ –епина, но его внук этого уже не узнает.
ƒий –епин стал жертвой сталинских репрессий. ≈го дело ѕ-N79622 более 70 лет была на секретном хранении в јрхиве ”‘—Ѕ по —анкт-ѕетербургу и Ћенинградской области.



–епин ёрий »льич (1877-1954) «аключЄнные на этапе 1937 г.

¬ 1991 году он был полностью реабилитирован «в св€зи с отсутствием состава преступлени€». ≈го им€ внесено в «Ћенинградский мартиролог», где собраны списки граждан, расстрел€нных в Ћенинграде в 1935 году.
ёрий »льич –епин до конца своих дней так и не узнал, что случилось с его сыном ƒием.
—начала, пыта€сь узнать о судьбе сына, он написал письма директору √осударственного литературного музе€ ¬. ». Ѕонч-Ѕруевичу, с которым переписывалс€ ранее, и самому —талину.



–епин ёрий »льич (1877-1954)  ошмар цар€ »рода. 1938 г.

¬ письме Ѕонч-Ѕруевичу ёрий –епин писал о том, что его сын ƒий ёрьевич самовольно на лыжах отправилс€ из ‘инл€ндии в –оссию. ќн просил навести справки о его судьбе и по возможности помочь ему. Ѕонч- Ѕруевич отреагировал на письмо в духе времени, он написал докладную народному комиссару внутренних дел √енриху ягоде: «—амо собой пон€тно, что € решительно ничего не знаю об этом внуке знаменитого художника –епина и также, само собой пон€тно, что € ни одного слова о нем не писал и писать не буду его отцу, а ¬ам сообщаю дл€ сведени€».
Ќе получив никакого ответа на свои письма, ёрий »льич считал, что сын живЄт где-то в –оссии под другой фамилией на нелегальном положении, поэтому не может выйти на св€зь с отцом.

ѕоследние годы

¬ но€бре 1939 года, накануне ««имней войны» ‘инл€ндии с ———–, ёрий с сестрой ¬ерой в ходе массовой эвакуации населени€ был вывезен вместе с другими жител€ми  уоккалы в деревню Ћеванто близ местечка ћ€нтс€л€ на юге ‘инл€ндии, к северу от ’ельсинки, оставив дом с принадлежащей ему частью отцовского наследства.
‘инские соседи –епина вспоминали: «ќн всегда был набожным, а к старости стал ещЄ религиознее. ќн построил р€дом с шоссе часовенку, в которой молилс€ за –оссию, ‘инл€ндию и за всЄ человечество... ёрий был м€гкий человек, он не мог убить даже мухи. ≈ще он не ел м€со зарезанных животных. ќн собирал вынесенных морем мертвых рыб и солил их, запаса€ на зиму. ” него была больша€ слабость – алкоголь.   нему он то и дело прибегал, но на следующий день, плача, просил у Ѕога прощени€. »ногда он наказывал своЄ тело за грехи, сто€ полуголым в муравейнике...  огда началась война, это стало дл€ него большим ударом».



–епин ёрий »льич (1877-1954) «има. 1942 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ∆енский портрет. 1942 г.

¬ июне 1940 года, когда  арельский перешеек был присоединен к ———–, в усадьбе ѕенаты был открыт мемориальный музей ». ≈. –епина, а дом ёри€ –епина стал хранилищем фондов, куда были помещены и его работы. — началом ¬еликой ќтечественной войны картины и рисунки из обоих домов, были вывезены в Ћенинград, в јкадемию художеств. ¬ 1944 году в ходе боевых действий усадьба ё. ». –епина полностью сгорела.



ƒом ё.».–епина 1944 г.

¬ годы войны ёрий –епин продолжал заниматьс€ живописью, использу€ вместо холста фанеру и картон. ѕосле ¬торой мировой войны он вместе с сестрой ¬ерой »льиничной обосновалс€ в ’ельсинки.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ’удожник на побережье. 1947 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ¬ид на ’ельсинки. 1952 г.

¬ 1946 при помощи советского военно-морского атташе ёрий –епин даже провел свою выставку в пакгаузе морского порта в ’ельсинки.



–епин ёрий »льич (1877-1954) —лужба. 1946 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕарк  айвопуисто.

’удожник эпизодически продолжал писать портреты на заказ и иконы дл€ православных храмов, часто он проводил врем€ в уединенной молитве.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ∆енский портрет. 1950 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ÷ерковь. 1951 г.

27 августа 1948 года от разрыва сердца в возрасте 76 лет умерла ¬ера »льинична –епина, и ёрий осталс€ один.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет ¬еры –епиной. 1925 г.

ѕосле смерти сестры ёрий стал брод€жничать, в поздние годы жизни он не имел посто€нного пристанища и ночевал в ночлежных домах и приютах, организованных «јрмией спасени€».
’удожник превратилс€ в полубезумного старика, который круглый год бродил по городу в монашеской р€се, в ермолке на голове и сандали€х на босу ногу. ≈ду он добывал среди отбросов на городском рынке, собственные картины бесплатно раздавал всем желающим.



ёрий »льич –епин. 1950-е гг.

Ёти сведени€ подтверждает еще одно воспоминание финских соседей ёри€: «ќн переехал в ’ельсинки вместе с другими переселенцами и продолжал свою аскетическую жизнь, занималс€ живописью, жил на попечении јрмии спасени€... ∆ители ’ельсинки с удивлением видели ходившего на зимнем морозе человека с великолепными седыми волосами, поразительно похожего на ѕетра ¬еликого. ” мужчины не было носков. ќн ходил в открытых сандали€х, с босыми ногами на морозе».
«јрми€ спасени€» даже определ€ла художника на лечение в клинику дл€ психически больных, но это не помогло.
ёрий »льич –епин покончил с собой 9 августа 1954 года, выбросившись из окна четвертого этажа дома јрмии спасени€. ѕохоронен он был на православном кладбище в районе Ћапинлахти в ’ельсинки р€дом со старшей сестрой ¬ерой. Ќа их могилах стоит общий крест красного гранита.



ћогила ¬. ». –епиной и ё. ». –епина.

–€дом с кладбищем есть небольша€ церквушка, иконостас дл€ которой вырезал ёрий –епин в пам€ть о своем отце.

ѕослесловие

Ќельз€ сказать, что творчество ёри€ »льича –епина было забыто. ≈го картины наход€тс€ в “реть€ковской галерее, –усском музее, √осударственном Ёрмитаже, Ќ»» музее –оссийской јкадемии художеств, доме-музее ». ≈. –епина «ѕенаты», Ќациональной галерее в ѕраге, других музейных собрани€х и во многих частных коллекци€х.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ѕортрет ¬асили€ ћихайловича ћаксимова 1923 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ќпушка леса. 1926 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) Ћошадь.



–епин ёрий »льич (1877-1954) Ћесничий. 1929 г.



–епин ёрий »льич (1877-1954) ¬ол€ Ўувалов. 1933 г. ћузей-усадьба ».≈.–епина «ѕенаты»

ёрий –епин написал мемуары « нига жизни», которые так и не были опубликованы.
»з родственников великого »льи ≈фимовича –епина остались только его французские потомки младшей дочери “ать€ны »льиничны язевой (1880-1957), которой после смерти отца удалось бежать из ———– во ‘ранцию вместе с дочерью “ать€ной ƒь€коновой и ее четырьм€ детьми. 17 окт€бр€ 2016 года во ‘ранции умерла правнучка –епина – √алина »вановна ƒь€конова, несколькими годами ранее не стало ее братьев –омана (1926-2012) и ∆ана (1931- 2014) ƒь€коновых. ≈ще один правнук –епина - ¬алентин, умер во ‘ранции от менингита в дес€тилетнем возрасте (22 июл€ 1922 – 2 июл€ 1932). ќстались только члены их семей, которые проживают во ‘ранции, но они, скорей всего, не знают о том, какой фигурой в истории культуры –оссии был их предок – художник »ль€ –епин.

»сточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6.

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

–убрики:  Images
“радиционное изоискусство
ћетки:  
ѕонравилось: 1 пользователю



јноним   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 21 —ент€бр€ 2018 г. 01:49 (ссылка)
Ќе помню давала ли € ссылку на эту историю?

https://gorbutovich.livejournal.com/184326.html

по другой версии расстрел€н

https://kupitkartinu.ru/painters/mihaylov-nikolay-ivanovich/
ќтветить — цитатой ¬ цитатник    |    Ќе показывать комментарий
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку