-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ostreuss

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 97480


Двадцать-двадцать

Среда, 01 Января 2020 г. 22:34 + в цитатник

928775_IMG_5937 (700x525, 68Kb)

 

Было 20+ человек, детям устроили двухчасовой марафон фантов и игр. Лично я не помню такого бурного НГ, даже когда был студентом, пьяным в зюзю. Вильнюс - вообще какой-то Вавилон. Впечатление, что на каком языке ни заговори, поймут.

Пролетел слух, будто есть предложение перенести столицу обратно в Каунас. Но это не более достоверно, чем то, что лучший коньяк получается десятилетней выдержки в бочках из-под солёных огурцов.

 

 

В старом костёле 16-го века перед алтарём ёлка со старыми игрушками :

 

928775_IMG_6038 (700x525, 107Kb)

 

 

Приятная серия сицилийских вин, сделанных из подсушенного винограда (изюма).

Седня было 102 года с вывешивание литовского флага в Вильнюсе(слабо верится, тогда это была Польша) - по этому случаю маленький парад у Кафедрального.

И прекрасная погода, хотя и без снега. Зато на одном кустике проклюнулись листочки.

 

928775_IMG_5998 (700x525, 96Kb)

 

Рестораны забиты.

 

 

928775_IMG_5758 (549x700, 75Kb)

 

Не поверите, но это таже самая дева, что в экстазе на первом снимке. Сын приобрёл синтезатор.

Метки:  

Понравилось: 19 пользователям



vadim251161v   обратиться по имени очень мило Четверг, 02 Января 2020 г. 11:19 (ссылка)
мои предки по папе из села литвяки.Литвяки (укр. Литвяки) — село, Литвяковский сельский совет, Лубенский район, Полтавская область, Украина.

Код КОАТУУ — 5322883901. Население по переписи 2001 года составляло 822 человека[1].

Является административным центром Литвяковского сельского совета, в который, кроме того, входят сёла Покровское и Червоные Пологи.


Содержание
1 Географическое положение
2 Экономика
3 Объекты социальной сферы
4 Примечания
Географическое положение
Село Литвяки находится на левом берегу реки Сула, выше по течению на расстоянии в 3 км расположено село Снитин, ниже по течению примыкает село Вовчик.

Экономика
Молочно-товарная ферма.
«Литвяковский», сельскохозяйственный ПК.
Объекты социальной сферы
Детский сад.
Школа.
Дом культуры.
посмотрите моего папу - мудрак иван иванович в фильме "возвращение мухтара-8"(2012) 3 серия. он, как ветеран оценивает пса. потом эти литвяковские крестьяне двинули в столыпинских вагонах на восток необъятной родины. а литовский полуостров в крыму назван так в честь литовских татар (которые здесь жили в османскую империю). а потом уже польша прихватила наши с вами районы - от балтики до крыма) (до сер.17 в.). у нас дома - пианино "украина". играет дочь Диана - 18 лет и жена.напишите мне об украинцах в литве. в латвии 30% украинцев из 50 000 - негрждане. а как с этим в литве.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Четверг, 02 Января 2020 г. 12:31ссылка
vadim251161v, до последних лет не было проблем, однако ввиду интенсивной пропагандисткой и агентурной деятельности в Прибалтике В.В.Путина, которую он считает плацдармом для распространения своих идей в ЕС, Литва перестала столь легко давать гражданство русским, как раньше. Проблем с ними никаких, все знают литовский (кроме стариков, получивших гражданство "по восходящей линии").
Страна жесткая, "на халяву" тут ничего не пройдёт, надо работать. Государство никому не помогает, на благоустройство особо не тратится - такова воля самого парламента. Но и налогов берут немного.

Польша никогда не захватывала "наших земель", до Крыма дошла как раз Литва, и тоже практически без боёв. Как раз в это время Вильнюс сильно и хаотично разросся, потому в нём Старый Город весьма обширный. Фактически, это был скорее добровольный союз против неспокойного окружения, очень удачный. Способствовало то, что номинально литовцы не считались христианами и не навязывали свою религию никому, в отличие от православных, католиков, тевтонцев. Вильнюс в отличие от Москвы не собирал налогов с этих территорий, требуя только войска - взаимообразно. К примеру, рядом с Вильнюсом, в Тракае, были татарские части, они участвовали в Грюневальде, и потому в Тракае лучшие фирменные рестораны с кибинаи (татарские пироги). К сожалению, в конце концов Вильнюсу пришлось принять христианство, и вот после принятия именно католичества (был выбор) началась экспансия польских ксёндзов и навязывание католичества всем.

Польские войска редко углублялись на юг из-за распространённой там дизентерии, а далее - и холеры.
vadim251161v   обратиться по имени спасибо Четверг, 02 Января 2020 г. 14:11 (ссылка)
спасибо. ЛИТОВЦЫ
Литовцы (самоназвание - летувяй).

Народ, основное население Литвы (2 924,3 тыс. человек). Относятся к Беломорско-Балтийский расе большой европеоидной расе. Язык - литовский, балтийской группы индоевропейской семьи. Письменность - на основе латинской графики. Подавляющее большинство верующих - католики.

По данным переписи 2001 г., в Украине проживает 7 207 литовцев (1989 г. - 11 278). После Второй мировой войны численность литовцев в стране медленно росла: в 1959 г. - 8 906 человек, 1970 г. - 10 715, 1979 г. - 9 658, 1989 г.-11 278 человек, а последние 10 лет - уменьшается. В Украине литовцы проживают преимущественно в ЮгоВосточной областях.

В 1990 г. в Киеве было создано Общество литовской культуры им. Майрониса. В конце следующего года в Киевском костеле св. Александра впервые было отправлено службу литовском языке, которая впоследствии стала еженедельной. Дети литовцев в Киеве имеют свою воскресную школу.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 14:14 (ссылка)
В 1795 г. после окончательного раздела Речи Посполитой Литву было присоединено к России. Занеманья (территория по левому берегу Немана) отошел к Пруссии; в 1807 г. оно вошло в состав Варшавского герцогства, а в 1815 г. по решению Венского конгресса перешло к России как часть Королевства Польского. Литовская территория, присоединенная к России, была разделена на губернии: Ровенскую, Виленскую и Сувалкську; Вильнюс, который был столицей Великого княжества Литовского, стал резиденцию генерал-губернатора. Западнолитовский земли с Клайпедским краем оставшиеся прежнему во владении Пруссии.
Польское восстание 1830 - 1831 гг нашло широкий отклик в Литве, где, особенно в Жемайтии, кроме шляхты, в восстании участвовали и крестьяне. Крепостное право было отменено 1861 г. на основании особого «Местного положения» для губерний Северо-Западного края. Крестьянское движение слился с вооруженным восстанием 1863 - 1864 гг, жестоко подавленным войсками. Крестьяне Заниманського края в 1864 г. получили землю без выкупа и сразу стали ее обладателями.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 14:15 (ссылка)
В жизни украинского народа Литва, которая в XIII в. из разрозненных племен объединилась в одно государство, играла решающую роль с нач. XIV и до сер. XVI в. Первым из литовских князей присоединил к своему государству украинские земли, в частности Волынь, Гедеминас (Гедимин; 1293 - 1341). Он женил своего сына Любарта с волынской княгиней.

Литовское завоевание несло освобождение украинским землям от татарской зависимости, кроме того, Литовское княжество уже за Гедимина стало государством литовско-русской, в которой «руський» (белорусский и украинский) элемент занимал политически ровно рядное положение. Альгердас (Ольгерд, сын Гедимина) постепенно инкорпорировал Чернигово-Северскую землю, отдавая власть в основных ее центрах сыновьям или племянникам. Киевская земля была занята в 60-х годах XIV в. (В Киеве сел сын Ольгерда Владимир). Одновременно была оккупирована и Переяславская земля.

Ольгерд закрепил свое владение Киевщине после того, как 1363 разбил татар на Синих Водах; следом пришла очередь Подолья. Основная заслуга татар в изгнании татар из Подолья принадлежит Корятович - племянникам Ольгерда. В борьбе против поляков за Волынь литовских князей поддерживало и украинское население.
Успехи литовских князей на украинских землях в значительной мере объяснялись тем, что они не нарушали местного уклада жизни. Управа на местах оставалась прежней; русские (украинские) бояре становились на службу к литовскому великому князю, а русские дружины и земские полки усиливали его войско. Развитая культура русинов (белорусов и украинцев имела большое влияние на литовцев. Они подражали русинов военную организацию и способы обороны: строительство крепостей, их укрепления, обсаживали залогами. Княже хозяйство и администрация, налоговая организация, суд - все это заимствовалось в Руси. Русская речь становится языком великокняжеского двора и государственной канцелярии.

В Киево-Печерской лавре в 1397 г. было похоронено жену Ольгерда княгиню Иулиании (в иночестве Марии). В 1384 г. Витовт (племянник Ольгерда, внук Гедимина) принял православную веру с именем Александра. Этот выдающийся политик и хороший солдат собрал под свое все (кроме Галиции) украинские земли; его владения достигли Черного моря. Используя распри в татарской орде, Витовт получил от татарского хана Тохтамыша формальное отречение от его исторических прав на русские земли.
Для обеспечения торговли извне Витовт основал крепость с сильными гарнизонами на Днепре, Буге, Днестре и в пограничных городах Подолья. В устье Днепра был возведен крепость св. Ивана, второй замок поставлено под Белгород-Днестровским; в Хаджибее (на месте современной Одессы) оборудован порт, откуда русская хлеб вывозили в Византию. Строились большие мосты на Южном Буге и других реках; учреждались удобные переправы, прокладывались пути через леса.

Страницы:
<
1
2
3
4
5
6
>
Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 14:19 (ссылка)
В 1415 г. Витовт выдал окружную грамоту об отделении Киевской митрополии от Московского. Таким образом митрополию были разделены на Восточную (Московскую) и Западную (Киевскую). Местом пребывания киевских митрополитов были Киев, Новогрудок и Вильно.

В 1410 г. в битве против крестоносцев под Грунвальденом (Грюнвальдом), на стороне литовско-польского войска среди прочих были Киевский и Кременецкий полки.

По переписи 1897 г., в Украине (без Галичины, Закарпатья и части Северной Буковины) проживало 1 684 литовцы (из них в сельской местности 764 человек, или 44,3%). Большинство украинских литовского происхождения проживали в то время в южных губерниях: Херсонской - 540 человек (из них в городах 478 человек, или 88,5%), Екатеринославской - 325 (в сельской местности - 230 человек, или 70,8%), Таврической - 218 человек.

В Волынской губернии треть местных литовцев была занята в земледелии, в Екатеринославской - в металлургическом производстве (20%), на добыче руд (17,8%), обслуживании (17,8%). В нач. ХХ в. в Одессе действовали литовские общества взаимопомощи и просвещения.
Количество литовцев в Украине значительно увеличилось во время Первой мировой войны. Только в Киеве в 1919 г. проживало 1 159 литовцев. По переписи 1920 г. в Кременчугской, Николаевской, Черниговской, Одесской и Полтавской губерниях насчитывалось 15 569 литовцев (данные неполные: в некоторых уездах перепись не проводилась). В 1920 г. был создан Литовский отдел агитации и пропаганды при ЦК КП (б) У, основной задачей которого было проведение агиткампании (прежде всего среди демобилизованных и тех, кто выразил намерение реевакуюватися). Тогда же было создано секции при губкома в Харькове, Одессе и Екатеринославе. В Харькове издавалась газета «Дарбининку балсас» («Голос рабочего»), выходили непериодические сборники «Раудоной» и «Дирва» (по вопросам советского строительства).

Летом того же года функционировало временное бюро (вместо отдела) при ЦК КП (б) У в составе 3 человек. В июне было созвано Всеукраинское совещание литсекций, организовано также секции в Бахмат, Киеве, Полтаве и Кременчуге. В августе 1920 г. в Харькове было проведено И Всеукраинскую конференцию коммунистов-литовцев.

В 1920 г. в связи с реэвакуации литовцев были ликвидированы секции в Полтаве, Киеве и Кременчуге. Отдел агитации и пропаганды, который действовал при Харьковском губкома КП (б) У, в 1920 г. имел клуб «Комунистас» («Коммунист»), при котором действовали драматическая, культурно-образовательная, музыкальная секции и хор. Здесь были вечерние курсы для взрослых, на которых трижды в неделю читались «научные и политические лекции». При белорусско-литовской отделе Одесского губкома также действовал клуб. Была открыта секция при губернском отделе народного образования, курсы для взрослых, 3 школы.

В следующем, 1921 г., уполномоченные литвиддилу ЦК КП (б) У работали в Полтаве, Александровском (Запорожье), Херсоне. Инструкторы выезжали в Одессу, Полтаву, Николаев, Кременчуг, Екатеринослав, Запорожье, Виннице. В Покотиловке (близ Харькова) действовал литовский детдом.

В 1921 г. темпы и размеры реэвакуации растут: только в ноябре из Донецкой губернии выехало в Литву 2 700 человек.

По переписи 1926 г., литовцев в границах УССР и Крымской АССР проживало 7 186 человек (0,05% всего населения). Больше литовцев в то время проживало в Одесской (1038 человек, или 0,1% населения округа), Харьковской (787 человек, или 0,4%) и Киевской (719 человек, или 0,04%) областях.
Страницы:
<
1
2
3
4
5
6>
Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 14:25 (ссылка)
будучи рук. тур. групп, мы посетили ригу. встретили. паулса - тогдашн. министра культуры.
я родился в риге. про атмоду я наслышан, про саюдис - слабо. интернет пишет, что это проект кгб. были на экскурсии в рокишкисе, проезжали через вильнюс, клайпеду - в лиепаю. я под впечатлением от фильмов и сценариев э. севелы. написал статью по балтистике. там больше латвии. когда выйдет, перешлю вам. не теряйтесь.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

правильно

Четверг, 02 Января 2020 г. 19:52ссылка
«Свіччине весілля» — драматична поема Івана Кочерги на п'ять дій. Написана 1930 року (перша назва — «Пісня про свічку»). Образ світла втілений у п'єсі від початку до самого кінця — від головного драматичного конфлікту (боротьба ремісників з київським воєводою щодо права на запалення світла) до самого прізвища головного героя (Іван Свічка).

«Ось про яку свічку розповідає моя пісня — про тиху свічку любові й муки, що згасла в нерівній боротьбі однієї людини та що переможно запалена вже навічно — волею і силою багатьох»[1].


Зміст
1 Особливості написання п'єси
2 Звичай «женити свічку» та народні мотиви у п'єсі
3 Дійові особи
4 Сюжет
4.1 Дія перша
4.2 Дія друга
4.3 Дія третя
4.4 Дія четверта
4.5 Дія п'ята
5 Образ Івана Свічки
6 Образ Меланки
7 Джерела та література
8 Примітки
Особливості написання п'єси
Дія драми відбувається у Києві 1506 року. На той час цехове життя міста розквітало після запровадження в Києві Магдебурзького права. Проте все міське життя було зосереджене на Подолі, що звався тоді Подольє або Нижній город, адже місто ледве почало оживати після «жахливого руйнування, якого зазнав [Київ] в 1492 році від кримського хана Менглі-Гірея» [2].

Щодо цього автор драми Іван Кочерга писав: «Коли я дивлюсь на старий Подол і переводжу погляд на відроги київських гір, на Андріївську церкву і зелені яри, — я не згадую ні Ярослава, ні Андрія Боголюбського, на Менглі-Гірея. Я не згадую ні Мазепу, що будував тут палаци і собори, ні Петра Могилу, що насадив розкішний „вертоград“ схоластичної „мудрості“ і благочестія, розплодивши разом з тим незчисленні зграї чорних монахів.

Ні, — це не хвилює і не вабить… Це все не те. Я знаю, що було щось інше — таке знайоме і рідне, що так до болю хочеться викликати з голубого серпанку віків. Адже там, в кривих і вузьких вуличках „Подолья“, кипіло 450 років тому таке зрозуміле й близьке нам — міське робітниче життя»[3].

Темою для драми «Свіччине весілля» послужив мотив «заборони світла», на який автор натрапив у грамотах литовських князів, які в той час володіли Києвом (1494 і 1506 р.). Там і була коротка звістка про заборону засвічувати світло в домах. Ця заборона тривала, за роздумами І. Кочерги, не менш ніж 15 років. У грамоті 1494 року ця заборона згадується як факт, що вже тривав. У грамоті ж 1506 року її нарешті скасовує новий король Сигізмунд, і посилається в ній на скарги киян. Проте і в грамоті 1494 року теж згадуються скарги селян, але на відміну заборони запалювати свічки це не вплинуло.

Сам Іван Кочерга пише: «Коли я випадково натрапив на мотив „заборони світла“, мотив, що послужив темою для цієї драми, мене захопила в ньому можливість змалювати барвисту картину суто міського життя і соціальної боротьби в стародавньому місті, а на цьому мальовничому тлі створити узагальнений образ боротьби України за свою волю і самобутню культуру»[4].

Звичай «женити свічку» та народні мотиви у п'єсі
З мотивом «заборони світла» Іван Кочерга зв'язав звичай «женити свічку». Сумцов Н. Ф. пише, що звичай «женити свічку» побутував не лише в Києві, а й в інших місцях України, Росії і навіть Західної Європи; був приурочений не лише до дня Симеона Столпника, а й до інших свят (купальні ігри, весілля)[5].

Цей звичай походить з язичництва, коли люди віддавали почесті дереву і вогню. Пізніше він дещо змінився, і з XV до ХХ ст. його справляли таким способом: першого вересня ремісники після роботи збиралися разом, запалювали «яру свічку» і веселилися.

Щоб віднайти коріння цього обряду, автор вдається до творчого домислу і ставить у центрі поеми постать Івана Свічки, який очолює боротьбу київських ремісників за світло. Інсценізує старовинний весільний ритуал: весілля Івана і Меланки змальовано на тлі боротьби київських цехів за свої права.

У п'єсі згадано безліч народних ігор, хороводів, веснянок. Автор вдало звертається також до фольклору, щоб краще втілити свій задум. У своїй праці Н. М. Андріанова[6] наголошує на тому, що у п'єсі ми часто натрапляємо на прикладки, які є характерними для української народної творчості («свічка-красуня», «дівчата-чепурушки»). Постійні епітети в тексті не лише вказують на зв'язок із фольклором, а й дають певний емоційно-оціночний підтекст («солодкий поцілунок», «варварський і темний люд»). Також у п'єсі можна зустріти безліч прикладів народної творчості у вигляді приказок, прислів'їв, фразеологізмів («зав'яз, як пес в тину», «коли не крутить в носі, то й не чхай!», «куди не ткнися — скрізь одна рахуба: там кожум'яки голову гризуть, тут воєвода гріє чуба — і тут і там виходить тісний кут»).

Дійові особи
Воєвода Київський

Гільда, його дружина.

Князь Ольшанський, каштелян.

Іван Свічка, зброяр.

Меланка, дiвчина.

Шавула, вiйт Київський.

Козеліус, писар.

Передерій, слiпий золотар.

Чіп, кожум'яка.

Коляндра, кравець.

Капуста, цехмейстер.

Тетяна, бублейниця.

Пріся, дiвчина.

Кмітич, зем'янин звенигородський.

Кезгайло, рицар, комендант замку.

Рузя, його дружина.

Пирхайло, рицар литовський.

Флоріан, джура.

Козека, осмник 2.

Януліс, ловчий воєводин.

Ульріка, служниця.

Купець перекопський.

Купець вiрменський.

Симеон

Фока

Балабуха, кушнiр.

Шпак, бондар.

Мелешко, коваль.

3 східні невольниці

Городянин з лiхтарем.

Дівчинка Передерiєва.

Цеховi, мiщани, городяни, дiвчата, жовнiри, осмники, литовськi рицарi.

Сюжет
Дія перша
Дія відбувається в Києві 1506 року — в Копиревому Кінці, біля Кожум'яцької брами, що веде до замкової дороги на Подольє. Дівчата співають і ходять кружка, до них підходить кравець Коляндра і вони всі разом вирішують завести «Пісню про свічку». Під час цього дійства з'являється міський писар Козеліус, який нагадує про заборону «світити свічку» і співати пісень про неї. В обмін на те, щоб не записувати їхні імена «у книжку», Козеліус просить Меланку (одну із дівчат) поцілувати його. Дівчина відмовляє.

З Кожум'яцької брами виходять цеховики, які з обуренням обговорюють засідання магістрату — з цехівників вимагають багато праці, а навіть світло не можна засвітити.

З полювання повертається Воєвода з князем Ольшанським та ще кількома рицарями. Він бачить на Подольї свою дружину, яка вирішила «провідати земляків» простих робітників. Воєводі це не подобається. Похід рушає до замку. В цей час Ольшанський помічає красиву дівчину — Меланку, і просить Козеліуса його з нею познайомити.

З'являється Іван Свічка, підходить до своєї коханої Меланки. Цехівники розмовляють з ним про заборону світла, згадують, що князь прислав грамоту Воєводі, яка дозволяє «палити світло». Всі разом вони вирішують добитися відібраних у них прав.

Меланка розмовляє зі Свічкою, щоб не рвався, «як метелик на огонь». Свічка відповідає, що повинна бути справедливість. Вони прощаються.

Зустріч Меланки і Ольшанського, під час якої дівчина йому відмовляє. Князь обіцяє, що пригадає їй це.

Тієї ж ночі помирає хвора мати Меланки, і дівчина запалює світло в домі. Приходять вартові і забирають дівчину в замок. Свічка, а за ним всі цеховики, біжить рятувати Меланку.

Дія друга
Дія відбувається у замку. Воєвода питає, чи знайшли майстра, який полагодить на вежі годинники. Ловчий Януліус відповідає, що таким майстром є Свічка. Потім у залу входить купець, що несе князю й усім присутнім подарунки.

Ввечері відбувається бенкет. Всі танцюють, лише дружина Воєводи Гільда є засмученою, бо не може примиритися із тим, як мучиться простий народу Києві. Воєвода злиться на неї і вирішує посадити її на рік до кляштора. Після цього він просить Козеліуса написати листа до князя щодо цехівників «з приводу отих безглуздих домагань та привілеїв». Козеліус залишається на ніч у залі, випиває, і засинає над столом і над листом. В цей час Гільда допомагає Свічці вкрасти грамоти князя, які дозволять людям світити свічки.

Дія третя
Весілля Івана Свічки і Меланки, на якому проводять обряд «женити свічку». Меланка відчуває загрозу, яка над ними нависла. В зал вривається озброєний загін драбів. Свічка каже, що у них є дозвіл на запалення світла, показує грамоти — і його схоплюють як татя (державного злочинця).

Дія четверта
До замку воєводи приходить купець, який пропонує трьох дівчат, щоб йому віддали його крам. Воєвода погоджується. Далі приводять Свічку, який ще раз відмовляється віддати грамоти. Приходить Козеліус і пропонує сам охороняти Свічку та перевезти його у в'язницю, що в Порубі. У цей час приходять обіцяні три дівчини, але через кілька хвилин їх стає чотири. Ця четверта — Меланка, яка просить Воєводу запалити її свічку, яку загасили на весіллі. Воєвода пропонує їй умову: якщо вона донесе запаленою свою свічку до Івана Свічки (а надворі страшенна буря), то він його не вб'є, а одразу відпустить. Він дає дівчині пустий ліхтар і наказ. Меланка йде.

Дія п'ята
Дія відбувається на Подолі. Міщани й ремісники збираються, щоб врятувати Свічку і Меланку. В цей час бачимо Меланку, яка майже доходить до в'язниці, побита, але свічка горить. Її зустрічає Ольшанський і пропонує «піти з ним», щоб Іван Свічка залишився живий. Меланка, не маючи виходу, йде. Раптом — шум тривоги. Цехівники з криками «За Свіччине весілля» вибігають з усіх боків. Палає замок Ольшанського. Вибігає Свічка, питає Ольшанського, де Меланка. Той відповідає, що зачинив її в своєму замку. Цехівники виносять дівчину, вона помирає. Свічка бере з її рук свічку, запалює її від смолоскипа і йде підіймати повстання.

Образ Івана Свічки
Іван Свічка — центральний образ п'єси. Він є ватажком ремісників, який найважливішою цінністю в житті вважає справедливість. Проте він не є прихильником кровопролиття, тому під час свого весілля, коли вороги вриваються на святкування, намагається залагодити все за допомогою розмови, а не бійки. Але він є єдиним, хто прагне мирного розв'язання конфлікту. Після провалу мирних акцій, він все-таки закликає цехівників до збройної боротьби, адже можливість вирішення проблеми за допомогою конструктивної розмови було відкинуто.

В образі Івана Свічки викликає симпатію не лише його сміливість, бажання досягти справедливості, а й те, що він є благородною людиною, яка ставиться до інших з пошаною. Він завжди турбується про Меланку, намагається її захистити, а після смерті дівчини готовий запалити вогонь її свічки по всьому Подолу, щоб її смерть не була марною. В цьому також проявляється і те, що Іван Свічка ставить громадські інтереси вище власних, ігноруючи навіть смерть. Він вірить у те, що народ зможе подолати «руку» гнобителя і стане вільним.

Образ Меланки
Меланка постає перед читачем ніжною, щирою і водночас сміливою дівчиною. Ще на початку п'єси вона заступається за дівчат перед Козеліусом, який вимагає відкупитися поцілунком від запису щодо їхньої гри у першій дії. Таким же проявом сміливості є її відмова князю Ольшанському: «Пусти!

Яка ганьба! Хіба князівський звичай

Хапать дівчат опівночі? Пусти, Мені за тебе соромно».

Кохання Меланки до Івана Свічки є світлим і неосяжним. Хоча вона не поділяє бунтарських думок коханого, але заради його спасення вона готова на все: без роздумів виконує жорстокий присуд воєводи, щоб лише врятувати Івана.

Образ Меланки у передмові до твору автор пояснював так: «Цей образ є поетичним символом України», яка «з тьми віків та через стільки бур» пронесла незгаслим живий вогник своєї волі й культури, вогник, що розгорівся потім таким чудесним полум'ям від огнів Жовтневої революції"[7]

Джерела та література
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — 100 с.
Брюховецький В. Іван Кочерга // Історія української літератури XX століття: У 2 кн. Кн. 1: Перша половина XX ст. Підручник. — К. : Либідь, 1998. — С. 394—398
Голубєва, З. С. Іван Кочерга: нарис життя і творчості / З. С. Голубєва. — К. : Дніпро, 1981. — 189 с.
Голубєва З. С. Кочерга Іван Антонович Українська літературна енциклопедія: [в 5 т.] / Головна редакція УРЕ ; Відповідальний редактор: І. О. Дзеверін. — Київ, 1988—1995.
Дробот, П. М. Вивчення творчості Івана Кочерги: посібник для вчителів / П. М. Дробот. — К. : Радянська школа, 1981. — 116 с.
Старинкевич, Є. Драматургія Івана Кочерги / Є. Старинкевич. — [Харків]: Мистецтво, 1947. — 112 с.
Примітки
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — с. 48
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 138
Кочерга І. Про яку «свічку» розповідає моя пісня. — «Літературна газета», 1935. — № 49, 29.Х.
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 137
Сумцов Н. Ф. Женитьба свечки. Народный обряд. — К. : тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1890. — с.6
Андріанова, Н. М. Іван Кочерга: літературний портрет / Н. М. Андріанова. — К. : Держлітвидав України, 1963. — 100 с.
Кочерга Іван. Твори. — К., Молодь, 1976. — с. 140

(Добавил ссылку к себе в дневник)

vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 19:57 (ссылка)
Знаменитостей Литвы условно можно разделить на две основные группы: актерско-литературную и спортивную.

Так получилось, что большая часть известных личностей, в разное время прославивших Литву – это либо представители творческих профессий, либо выдающиеся спортсмены.


Культуру Литвы невозможно представить без Микалоюса Чюрлёниса. Этот уникальный человек сочетал в себе сразу два гения – художника и композитора. Музыка и живопись Чюрлениса – это знакомство с той стороной Литвы, которую принято называть «метафизической».

В Литве есть два музея, которые предлагают познакомиться с наследием мастера: Национальный музей Чюрлениса в Каунасе и дом-музей художника в Друскининкае.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КОСТЮМЫ ЛИТВЫ
НАРОДЫ ЛИТВЫ
КУХНЯ ЛИТВЫ
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРАЗДНИКИ
ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ
ЛИТОВСКИЕ ИМЕНА



Еще одно громкое имя - Томас Манн. Несмотря на то, что Томас является великим немецким писателем, его имя исключительно почитается в Литве. Нобелевский лауреат один из первых смог рассказать миру о живописном уголке литовской Балтики - о Куршской косе. Тишина, покой и умиротворенность здешних мест побудили писателя построить в одной из частей полуострова – поселке Нида - дачу. Сегодня на ее базе открыт один из двух литовских музеев янтаря.


В новейшей истории Литвы присутствует целое созвездие знаменитых литовских театральных деятелей.
Среди самых громких литовских знаменитостей, имена: режиссер Эймунтас Някрошюс и актер Донатас Банионис (сыгравший много ролей в известных всем нам фильмах) .Банионис плюс ко всему является почетным гражданином литовского города Паневежис.


Пожалуй, никто из ныне живущих литовцев не сделал для имиджа страны столько, сколько баскетболист Арвидас Сабонис. В 17 лет он стал чемпионом мира (беспрецедентный случай), в 33 года – одной из ярчайших звезд НБА


Литовские корни имеют многие известные личности. У певца Леонарда Коэна – бабушка родом из Каунаса, литовцами могут считать себя скандально известная Моника Левински, создатель дизайна самой мелкой американской монеты Lincoln Penny Виктор Бранаускас и первый директор ФБР Александр Биалскис.


А не так давно Литва стала родиной еще для одного персонажа, на этот раз вымышленного. Им стал тот, кого принято называть «злым гением Голливуда»: герой фильмов «Молчание ягнят», «Красный Дракон» и «Ганнибал» людоед Ганнибал Лектер. Создатель персонажа – писатель Томас Харрис - в своем последнем романе указал в качестве места рождения Ганнибала одно из предместий Вильнюса.

После премьеры фильма «Ганнибал: восхождение» (экранизация романа) в Литве появился специальный тур «Ганнибал в Вильнюсе», во время которого, помимо прочего, предлагается принять участие в «Пире Ганнибала».



Известные люди Литвы:


Кристионас Донелайтис( Kristijonas Donelaitis ) - Известный литовский поэт, автор легендарной поэмы "Времена года".


Микалоюс Константинас Чюрленис ( Mikaloius Konstantinas Chiurlenis ) - Известный литовский художник и композитор.



Балис Браткаускас -
Известный литовский актёр, стоявший у истоков зарождающегося литовского кино, затем,с 1963 г. - национального литовского телевидения.



БАНИОНИС Донатас Юозас -
Талантливого актёр сыгравшый более чем в 50 фильмах, многие помнят его разведчика Ладейникова в фильме Саввы Кулиша "Мертвый сезон" (1968),Олбэни в "Короле Лире" (1970, режиссера Г. М. Козинцева), Криса Кельвина в "Солярису" (1972, режиссера А. А. Тарковского).



Юозас Станиславович Будрайтис -
Известный актёр, а так же советник по культуре Посольства Литвы в России.
Среди последних работ актера - роль отца Йозаса в фильме Романа Качанова "Арье" , роль Дунгорма в первом отечественном блокбастере "Волкодав из рода Серых псов", а также участие в современной киноадаптации "Идиота".



Йонас Басанавичюс -
Кто когда-нибудь бывал в маленьком городке Паланга, расположенном на берегу Балтийского моря, тот не мог не пройтись по главной улице города, улице, названной в честь известного литовского историка, публициста , мудрого человека, когда то жившего на этой земле – Йонаса Басанавичюса.



Антанас Смятона-
Первый в истории Литвы президент 1919—1920 гг.



Юргис Кунчинас (1947.01.13 Алитус - 2002.12.13 Вильнюс)
Литовский поэт, прозаик, эссеист, переводчик.
Изучал немецкую филологию в Вильнюсском университете в 1964 - 1968 гг. После службы в армии работал воспитателем в общежитии, грузчиком, санитаром, лаборантом на метеостанции, экскурсоводом, редактором, переводчиком с немецкого языка.



Любое использование материалов сайта возможно только при размещении ссылки на него www.lituanistica.ru


Lituanistica.ru © 2007-2019

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени правильно Четверг, 02 Января 2020 г. 20:00 (ссылка)
ито́вская у́лица — название улиц в различных населённых пунктах государств бывшего СССР. Названа в честь Литвы.


Содержание
1 Казахстан
2 Россия
3 Украина
4 См. также
Казахстан
Литовская улица — улица в Алма-Ате.
Россия
Литовская улица — улица в Астрахани.
Литовская улица — улица в Волгограде.
Литовская улица — улица в Ижевске.
Литовская улица — улица в Краснодаре.
Литовская улица — улица в Курске.
Литовская улица — улица в Новокузнецке.
Литовская улица — улица в Новосибирске.
Литовская улица — улица в Санкт-Петербурге.
Литовская улица — улица в Челябинске.
Украина
Литовская улица — улица в Днепре.
Литовская улица — улица в Донецке.
Литовская улица — улица в городе Кривой Рог.
Литовская улица — улица в городе Макеевке.
Литовская улица — улица в Одессе.
Литовская улица — улица в Севастополе.
См. также
Литовский бульвар
Новолитовская улица

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
vadim251161v   обратиться по имени Четверг, 02 Января 2020 г. 20:04 (ссылка)
Ostreuss, «Родственность» между городами различных стран предполагает развитие дружественных связей в области экономического и культурного сотрудничества, образования, медицины, защиты окружающей среды.
Киев присоединился к движению породненных городов в 1961 году. Первыми побратимами украинской столицы стали польский город Краков и финский Тампере. В следующем году к ним присоединился немецкий Лейпциг. Спустя 7 лет Киев установил братские отношения со столицей Словакии Братиславой и итальянской Флоренцией. В 1970 году побратимом украинской столицы стала Тулуза – город на юге Франции, в 1971-м – Киото, древняя столица Японии.
В 1960-е годы в Киеве появились улицы, названные именами породнившихся с украинской столицей городов – Краковская, Лейпцигская, Братиславская, Киото, Тампере, Флоренции, Тулузы. На первых четырех установлены бронзовые памятные доски, напоминающие о том, что названия этих улиц посвящены городам-побратимам Киева. В их честь также названы кинотеатры «Флоренция», «Лейпциг» и гостиница «Братислава».

В 1989 году с украинской столицей породнились Мюнхен (Германия), Оденсе (Дания), Эдинбург (Великобритания), в 1990-м – Ухань (Китай), в 1991-м – Чикаго (США) и Торонто (Канада).
С обретением Украиной независимости, статус Киева значительно повысился – город стал столицей не территориального образования в составе СССР, а европейского государства. В результате с Киевом породнились столицы многих стран мира. Среди них Анкара (Турция), Вена (Австрия), Париж (Франция), Хельсинки (Финляндия), Претория (ЮАР), Будапешт (Венгрия), Пекин (Китай), Варшава (Польша), Гавана (Куба), Афины (Греция), София (Болгария), Мехико (Мексика), Брюссель (Бельгия), Сантьяго-де Чили (Чили), Стокгольм (Швеция), Рим (Италия).

Любопытно, что в некоторых странах Киев теперь имеет двух побратимов. Таких государств шесть: Германия (Мюнхен и Лейпциг), Франция (Париж и Тулуза), Италия (Рим и Флоренция), Китай (Пекин и Ухань), Финляндия (Хельсинки и Тампере), Польша (Варшава и Краков). Наличие двух «родственников» в Германии объясняется особенностями новейшей истории этой страны: Лейпциг был побратимом Киева в Восточной Германии, а Мюнхен – в Западной. После ликвидации Берлинской стены оба города оказались в одной стране.

Что касается Франции, Италии, Китая, Финляндии и Польши, то установление «родственных» отношений с их городами складывалось иначе. С Тулузой, Флоренцией, Уханью, Тампере и Краковом украинская столица породнилась еще во времена существования Советского Союза. По существовавшим тогда негласным правилам, со столицами зарубежных стран породниться могла только Москва – город №1 в СССР. Киев же мог выбирать себе «родственников» среди не столичных городов.
Когда в 1991 году Киев и сам стал городом №1, он, конечно, породнился со столицами упомянутых стран, но и от старых друзей отказываться не стал. Вот так и получилось, что в некоторых государствах город имеет по два «родственника».

После распада СССР побратимами Киева стали столицы бывших союзных республик СССР, превратившиеся в столицы независимых государств: Вильнюс (Литва), Кишинев (Молдова), Астана (Казахстан), Таллинн (Эстония), Ереван (Армения), Москва (Россия), Бишкек (Киргизия), Минск (Белоруссия), Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан), Рига (Латвия), Тбилиси (Грузия).

На карте Киева можно найти улицы: Ереванская, Кишиневская, Вильнюсская, Бакинская, Ташкентская, Рижская, Минская. Есть еще два переулка (Бакинский и Тбилисский), две площади (Минская и Московская), кинотеатр («Ереван») и другие объекты, в названиях которых запечатлены названия породнившихся с Киевом городов.
Кроме того, побратимов имеют и отдельные районы украинской столицы. Например, Дарница породнилась с французским городом Роменвилем. А Днепровский район – с городом Шалетт (Франция). Кстати, в этом районе есть улица, названная в честь города Шалетт. Она хорошо известна далеко за пределами Днепровского района – именно на ней расположен Киевский городской филиал «Укртелекома», рассылающий жителям столицы счета за услуги телефонной связи.
Среди киевских названий, появившихся за последнее десятилетие, также есть немало таких, что напоминают о «родственниках» города – например, ночные клубы «Будапешт» и «Чикаго», ресторан «Пекин» и другие.

В статье 7 «Устава территориальной общины города Киева», зарегистрированного Министерством юстиции 2 февраля 2005 года, записано: «Киев может иметь города-побратимы. Выбор города-побратима осуществляется по решению Киевского городского совета на основе двусторонних соглашений».
Контакты с породненными городами постоянно расширяются. Это позволяет Киеву распространять информацию о себе, о своих потенциальных возможностях с целью привлечения инвестиций и налаживания взаимовыгодных экономических связей.

(Добавил ссылку к себе в дневник)

Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку