-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Ostreuss

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.11.2005
Записей: 5521
Комментариев: 57072
Написано: 88290


Шкатулка всяких готик

Среда, 19 Сентября 2007 г. 23:07 + в цитатник


 

 

Предыдущий пост о злоключениях термина "готика" - http://www.antipatriot.ru/post49223607/

Продолжая ковыряться в понятиях, которыми разные века грузили слово "готишно", разберёмся с "готическим романом".

Это такое чернушное чтиво 18 века - привидения, подброшенные младенцы, страшные фамильные тайны, неумолимый рок, бледное, мелькнувшее во тьме замковых анфилад, лицо девушки... А то и вызов дьявола. Запутанный, длинный и трагический сюжет.


 

(Если кто смотрел "Петербургские тайны" - это как раз то. Но позднее. Впоследствии такой литературы были груды. Как сказала продавщица букинистического на Литейном: "Забили весь магазин готикой, сто лет не раскупят".)

"Готический роман" открыл новую эру - романтизм. Несмотря на название, эта литература не касалась самих 12-16 веков. Её тема - уже останки готики, её руины, декаданс, упадок, тёмное наследие.

Эти образы перешли в Высокий Романтизм - романтизм Байрона, Берлиоза. Байрон не писал "правильных" готических романов и подброшенных младенцев у него как-то мало. То - очень узкий термин. Байроновская мрачная романтика и всеобъемлющий пессимизм шире и мощнее. Он гораздо больше "гот" по духу.


В это время в музыке царствовали Моцарт и Гайдн. Против этой сладкой парочки не попрёшь. Однако молодого Бетховена уже считали романтиком, а француз Берлиоз - это Байрон музыки. К примеру, он сочинил концерт для альта с оркестром "Гарольд в Италии", то есть, на образы Байрона. По просьбе Паганини. Который, как известно, продал душу дьяволу. Кстати, Паганини  отверг столь "лёгкий" концерт...


 

Пожалуй, самая "готишная" вещь Берлиоза -  "Шествие на казнь".

И что получается к 1800 году? Строят замки, молодой Жуковский обожает лазать по кладбищам, дикие аккорды кайфующих ведьм, "Кубла-Хан", "Влюбленный дьявол"... Господа, кто произнёс "готическая субкультура"? Порядковый номер укажите, плиз.

Вот это - будем считать "раз".

Ну, и естественно, художники.

Остановимся на самых-самых. Два друга. Карл Карус (Carl Gustav Carus):


1820

 

 

 


1828

 

 

... и его мрачный друг, Каспар Фридрих. Самый крутой, резкий. Потому забытый. И снова отрытый, в черном ореоле готишной славы:


Дольмен в снегу, 1807

 

 

 


 

Монастырское кладбище, 1819. Деревья с предыдущей картины переставлены наоборот.

 

 

 


 

Ещё вариация

 


 

1826

 

 

 

 


 

Кораблекрушение. В лунном свете, 1835.

 

 


 

Кладбище, гроб и сова.1837

 

Генри Фюссли, личность сама по себе полумифическая. Непрофессиональный художник, швейцарец без постоянного места жительства, чьи рисунки ныне стоят нереальных денег... Равняйтесь, художники-готы! Вот с этой картины "Ночной кошмар" вошла в искусство кошмаров лошадь в спальне. Без зрачков.


 

1881

 

 

Сам сюжет о сидящем на груди уродце, о смерти, крадущей ночью дитя, и т.д. был весьма...


 

Абильгаард. Ночной кошмар.

 

Любил народ странное.


 

Карл Филип Фор, 1816. Рыцарь перед хижиной по обжигу извести.

 

"Готический" романтизм, однако, "утягивался" классицизмом в сторону от собственно готики. 

 

 

 


 

 

Деларош

 

 

 

 


 

Франсуа Жерар, 1837. Оссиан и дух Лоры

 

 

 


 

Жироде. 1808

 

Новый интерес к готике связан с прерафаэлизмом и Уильямом Моррисом. Но это уже другая история.

 


 

 

Суммирую, скажу так: готика - это злобная гадюка контры. Вам твердят, что всё вокруг прекрасно, и нечего больше желать. А тянет в развалины. На кладбище. К чудовищным аккордам. К ночным кошмарам.

Так был ли Байрон готом?

По-моему, это главный "гот". Вечно неудовлетворенный, смятенный, отвергающий шелуху и фальшивые румяна. Как мы бы сказали, главный убивец всего гламура.

 

 

 

Рубрики:  Images
Готы


Процитировано 3 раз



songmeili   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2007 г. 23:10 (ссылка)
Да, почему-то во всей этой жути, присутствует холодок упоения, притягательности.Так человек устроен.Незнание, что там за..., страшно, а проникнуть-то в тайну хочется!
Ответить С цитатой В цитатник
Аталия   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2007 г. 23:21 (ссылка)
Вы специально к полуночи пост приготовили?
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Среда, 19 Сентября 2007 г. 23:25 (ссылка)
аталиа, а что, уже полночь? Ну ничего себе...
Ответить С цитатой В цитатник
Odysseus   обратиться по имени Четверг, 20 Сентября 2007 г. 23:44 (ссылка)
а Эдгара ПО можно к этой плеяде пристроить?
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Пятница, 21 Сентября 2007 г. 00:47 (ссылка)
Odysseus, трудный вопрос. Конечно, По заимствовал многое из готических настроений предыдущего времени. Например, "Падение дома Эшеров". Байрона отличает неприятие общества, красивости, а По просто о нём не вспоминает. Байрон часто считает мир отрицательным, людей порочными, и ничего здесь исправить невозможно.

У По мир в своих глубинах насыщен странными и жуткими явлениями, но в целом - нормален. Приемлем. Поэтому По, скорее, просто прародитель ужастика, но всё же не гот.
А вот Лермонтов - явно "гот".
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 22 Сентября 2007 г. 13:29 (ссылка)
интересный пост.а почему Лермонтов гот?
Ответить С цитатой В цитатник
Lilochka   обратиться по имени Суббота, 22 Сентября 2007 г. 20:07 (ссылка)
Что происходит в организме человека, когда ему сняться сидящие у него на груди демоны? Я слышала о таком от некоторых реальных людей... проблемы с дыханием или с сердцем?
Ответить С цитатой В цитатник
Ostreuss   обратиться по имени Четверг, 27 Сентября 2007 г. 11:56 (ссылка)
Lilochka,да, это что-тот медицинское. Страшнее всего, если недостаточность лёгких.
shangrin, "Герой нашего времени" передаёт готическое мироощущение. Лишний, стоящий вне мира людей и суеты; ни они - тебе, ни ты - им - ненужны. Хотя он и писал "Нет, я не Байрон, Я - другой", тут ещё бы разобраться,в "какую сторону" другой. Хотя прямых кошмаров и тяги к ним у Лермонтова немного, а социальное отвращение выражено гораздо сильнее ("Прощай, немытая Россия; Страна рабов, страна господ...")
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку